|
АФИНА И АТЕНЕИ Почитание
античной богини мудрости и справедливой войны Афины (Минервы) привело к
формированию богатой и многообразной культурной традиции Атенеев –
центров науки, образования и искусства. Эта традиция не прерывалась на
протяжении всей европейской истории, меняя лишь форму и географию. Наш Атеней –
не копия и не подражание какой-либо одной из прежних школ. Опираясь на опыт
предшественников, изучая их наследие, мы не можем не учитывать проблемы
современного мира и ставим перед собой новые задачи. Мы прекрасно понимаем, что
возвращение к дохристианскому культу Афины, в его старых, архаичных формах,
сегодня невозможно. Однако вполне возможно, и даже желательно возрождение
традиции Атенеев, которые сами возникли как центры изучения и модернизации
классической культуры. Чтобы понять смысл Афины и Атенеев, обратимся к истории. «Изречимая и неизреченная» «Светлоокая»,
«дева достойная», «славная», «полная мощи», «с хитро искусным умом», «с сердцем
немягким», «к бою зовущая», «бранелюбица», «дева-боец», «чудовищно страшная в
гневе», «мать всяких искусств», «соволикая изобретательница
ремёсел», «мудрая, как змея», «победительница», «мысль, родящая войны» – таковы
лишь некоторые эпитеты Гомера и орфических поэтов, которыми античная традиция
характеризовала Афину Палладу. Культ
«изречимой и неизреченной» богини, уходящий корнями в древнюю эпоху
матриархата, развивался, дополнялся всё новыми и новыми качествами, пока она не
превратилась из Великой Матери и космической Судьбы в божественную деву, «равную
силой и мудрым советом отцу Громовержцу» (Гесиод). В
классическую эпоху в Греции был распространён миф о чудесном,
сверхъестественном рождении Афины из головы Зевса. «Многомудрый Кронион»
породил её из своей «вечной головы» от Метиды (греч.
metis –
мудрость, мысль). Божественная дева появилась на свет облачённой в воинские
доспехи. Афина изображалась как синеокая русая дева, с суровым лицом,
излучавшим сиянье, с грозным и мужественным характером. Голову «бранелюбицы»
украшал золотой шлем с лебедиными перьями или небесными конями. В руках богиня держала Эгиду – магический щит Зевса – и судьбоносное
копьё, символ небесной оси и власти, которым Афина поразила Горгону Медузу. У
этого морского чудовища, обитавшего на крайнем западе, было женское лицо, но из
черепа вырастали не волосы, а змеи. Победительница Горгоны Медузы переняла
часть её силы и носила изображение головы со змеями на щите или доспехах. Змея
как символ земной мудрости стала одним из главных атрибутов скульптур Афины,
наряду с совой – её ночной спутницей. Образы “соволикой” или “совоокой” богини ночного неба восходят к эпохе
энеолита, когда культ антропоморфных “полуженщин-полусов” распространился от
Северной Индии до древней Иберии. Одна из самых знаменитых статуй Афины – Варварикон (копия Афины Парфенос Фидия,
438г. до н.э.) держит в правой руке небольшую статуэтку крылатой богини победы
– Ники. Ведь Афина – не толко “горгоубийца”, “истребительница гигантов” и
“разрушительница городов”; она – “передовой боец” (Промахос), дух справедливой
войны (в отличие от грубой жестокости Ареса), “победоносный демон”,
покровительствующий героям – Гераклу, Ахиллу, Одиссею. Вообще, к концу классической эпохи
Афина приобретает всё более интеллектуальные, культурные и эстетические черты.
Она вдохновляет философов, ремесленников, строителей, художников. Дева Паллада
помогает Прометею украсть огонь из кузницы Гефеста; учреждает Ареопаг –
верховный совет государства; становится покровительницей и защитницей столицы,
получившей от неё имя; наконец, она почитается как богиня мудрости,
«советница», «провидящая», «спасительница», которая сначала равна Зевсу, а
затем даже превосходит его по значимости. Неоплатоники
и пифагорейцы разработали образ Афины как сложный символ божественного ума и
эфира (подобие христианской Софии), которой в математике соответствует числу
«7» (нерождённость), а в геометрии – треугольнику (первая определённость). В отличие от кузнеца Гефеста и похитителя
божественного огня – Прометея, Паллада
считалась создательницей нематериальной, духовной части мира и человека.
Прокл в своём гимне «К многомудрой
Афине» (VII) называет Палладу «матерью книг» и пишет, что она наделила людские
души «силой творящей ума», «отверзла врата для премудрости, к богу ведущей». В
дохристианскую эпоху культ Афины был распространен по всему эллинистическому
миру: от Трои в Малой Азии, где появился первый Палладиум, до Северного
Причерноморья и Гибралтара. Главные и самые знамнитые храмы находились в Греции
– в афинском Акрополе, в Аттике,
Аркадии, Арголиде, на островах Крит и Родос. Выражением
повсеместного почитания богини, равной Зевсу, стали ежегодные праздники –
Панафинеи. Они возникли на основе
земледельческих культов, отправлявшихся в августе когда в жертву приносились
сто быков (гекатомбионов). С древних времен к торжествам были приурочены скачки
на лошадях и гонки на колесницах. Позже раз в четыре года стали проводиться так
называемые Великие Панафинеи, по аналогии с Олимпийскими играми. В честь богини
устраивались гимнастические состязания, чтения рапсодов, конкурс музыкантов. В
эти дни, становившиеся апофеозом мудрости, искусства, красоты и
государственного величия, юноши приносили клятвы гражданского служения, а самые
красивые девушки принимали участие в величественной церемонии передачи пеплоса
Афины. «Сколько ни есть вас, прислужниц Палладиных, все
выходите, В путь собирайтесь: пора! Ярое ржанье коней Я заслышал уже, и к дороге богиня готова. О, белокурые, в путь, дщери пеласговы, в путь! Так начинается знаменитое описание Панафиней
у Каллимаха. Сначала девушки, отобранные из знатных родов, вышивали на пеплосе
посвященные богине сюжеты из гигантомахии. Затем они возглавляли пешую
процессию, куда присоединялись музыканты, старцы в белых одеждах с оливковыми
ветвями (оливковое дерево считалось судьбоносным и связывалось с культом Афины)
и женщины с ветвями дуба – в честь Зевса. Вся процессия медленно двигалась к
Акрополю, где находился главный храм богини – Парфенон. Здесь пеплос вместе с
дарами и жертвами передавался через священников к алтарю, и тканью торжественно
облачали статую Афины. В
эпоху Перикла (V в до н.э.) Панафинеи приобрели грандиозный размах,
стали главным аттическим праздником. Торжества длились 4-6 дней, а вместе с
подготовкой и последующим отдыхом занимали гораздо больший срок. Однако с закатом
эллинистической культуры значение праздника Панафиней стало уменьшаться, пока и
вовсе не сошло на нет. До
нашего времени от той эпохи мало что сохранилось: несколько гимнов, римские
копии греческих статуй, переписанные книги и архитектурные развалины.
Христиане, воспитанные на евангельской
традиции, не заботились о сохранении античного наследия. Они разбили неугодные
им скульптурные изображения и превратили Парфенон в храм Девы Марии. Простояв в
таком виде до XVII века, святилище Афины было полностью разрушено во время турецкой оккупации. Разграбление
довершили англичане, немцы и французы, которые растащили остатки статуй и
горельефов по своим музеям. АтенеиНи в одну из последующих
эпох почитание Афины не достигало такой глубины, зрелости и размаха, как это
было в классической Греции. Все, что связано с именем богини мудрости позже, в
том числе под именем Минервы, было лишь более или менее талантливым отголоском,
репликой, комментарием. Фактически на руинах старой религии возникла новая,
пост-эллинистическая традиция, с иным содержанием и иными формами. Своеобразным развитием
культа Афины стала римская школа наук и искусств, основанная императором
Адрианом П. Элием (76-138), имя которого сохранилось до наших дней в названии
города Адрианополь. Родственник и сподвижник знаменитого Траяна, он был родом
из южной Испании (Италики) и прославился многими свершениями и победами. Адриан
принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах, был наместником в Паннонии и
Сирии, подавил крупное восстание иудеев (132-135) под руководством Бар-Кохбы
(именно у него Лев Троцкий заимствовал перевернутую пентаграмму), провел в Риме
крупные экономические и военные реформы. Будучи блестяще образованным
аристократом, Адриан отличался от других цезарей особым почитанием греческой
культуры. Его дворцовый ансамбль включал богатые библиотеки, театры, термы и
другие сооружения, построенные в эллинистическом стиле. Именно при нем
завершилась постройка грандиозного Олимпейона и возродилась олимпийская идея. Атеней императора Адриана
был сооружен в Риме, недалеко от Форума. Считается, что свое имя (Athenaeum) он получил от города Афин, а не девы Паллады, ведь римляне поклонялись
богине мудрости под именем Минерва. В римском Атенее велось преподавание
философии, литературы, права, грамматики, реторики, других предметов. Высшее
учебное заведение славилось свои уровнем и сюда приезжали получить образование
из всех провинций империи. В таком виде Атеней просуществовал до V
в. н.э. Аналогичные школы под тем же
названием (Athenaeum) существовали и в других
городах римской цивилизации: на востоке –
в Константинополе, на западе – в Лудунуле (современный Лион), на юге – в
Немее (Арголида). Однако они не поднялись до уровня первого Атенея и не стали
столь знаменитыми. В средние века традиция, заложенная Адрианом, надолго
прервалась. Христианская Церковь не жаловала Афину по известным причинам, и ее
образ, временно забытый, стал достоянием
пыльных архивов. Новая волна интереса к
античности началась в эпоху Возрождения, и образ богини мудрости становится
популярным. В XV-XVII
веках
Афина Паллада (Минерва) предстает на полотнах таких знаменитых живописцев, как
С.Ботичелли, Я.Тинторетто, П.Веронезе, Н.Пуссен, К.Лорен. Трактуется она в
гуманистическом ключе и более напоминает художественную модель, нежели
«страшную в гневе бранелюбицу». Живописную моду на античность переняли
музыканты, и уже через столетие миф о деве Палладе становится сюжетом для
неоклассических опер А.Драги, Р.Кайзера, Ф.Конти. Как отражение общего
интереса мыслителей эпохи Просвещения к античной классике можно трактовать
появление образа Афины в России XVIII века. Однако здесь нас ждет
сюрприз! В качестве богини мудрости, суровой и величественной, предстает сама
Императрица Екатерина Великая, облаченная в шлем и панцирь Минервы. В конце XVIII – начале XIX веков в Европе возникает традиция
журнальных Атенеев. Пример подали немецкие учёные – братья Ф. и А.В. Шлегели. В
1798 году, вскоре после завершения работы над историей поэзии греков и римлян,
они выпустили в Берлине первый том «Атенея», который претендовал на роль главного теоретического органа романтической
школы. Здесь публикуются философские размышления, разговор о поэзии, рецензия
на роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Фрагменты» и прочее. Однако журналу не суждено было долго жить.
После выхода второго выпуска в 1799 году «Атеней» братьев Шлегелей прекратил
свое существование. Зато в других странах
начинание немецких романтиков было продолжено. В 1828 году английский
аристократический клуб в Лондоне приступил к изданию одноименного научного
журнала. Более регулярно он выходил в качестве литературного вестника («The Athenaeum», 1869-1917). Десять лет (с 1841 по 1851 год) в польском городе
Вильно, входившем в состав Российской Империи,
печатался «Athenaeum» Иозефа Крашевского, писателя исторической
школы. Уже после революции эту линию продолжил журнал «Athenaeum
Wilenskie»
(1923-1939). Периодические издания с именем «Атеней» выходили в конце XIX века во многих столицах Европы: в Париже, Брюсселе, Праге, Варшаве.
Часто они были печатными органами одноименных клубов и обществ. В России было три журнала
«Атеней». Первый выпускал в Москве в
1828-1830 годах Михаил Григорьевич Павлов (1793-1840), выдающийся русский
мыслитель, физик, агробиолог, профессор Московского университета. В общих
вопросах мировоззрения, которое он выразил, в частности, в книге «Основания
физики», М.Павлов следовал натурфилософии Ф.В.Шеллинга. Первый русский «Атеней»
имел подзаголовок – «журнал наук, искусств и изящной словесности», и выходил с
приложением «Записок для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов». Такая
широта охвата позволила собрать вокруг издания талантилвых людей из различных
областей знания: поэтов Ф.И.Тютчева и Е.А.Баратынско, писателя М.Н.Загоскина и
драматурга А.А.Шаховского, ученых И.М.Снегирева и (…). В заявочном номере мы
обнаруживаем большое разнообразие тематики и академическую глубину. Здесь
есть философский трактат об отношении
умозрительного мировоззрения к
опытному, очерк о современной поэзии и драматургии Шекспира, есть стихи и
романсы. В разделе прозы обращает на себя внимание повесть «Одно утро в
Императорской Санкт-Петербургской Публичной библиотеке», вслед за которой
следует разговор о Вольтере. В критике и библиографии есть отзывы на книги по
истории, геометрии, механике, грамматике: имеются рецензии на новые зарубежные
издания. Мимо внимания М.Павлова не проходят новейшие открытия науки и техники:
о долговечности талантов, о паровом двигателе, о зимних повозках в Канаде
и т.п. Второй русский «Атеней»
издавал в 1858-59 годах, тоже в Москве, Евгений Федорович Корш, известный
публицист и переводчик того времени, проработавший 30 лет библиотекарем в
Румянцевском музее. Сначала он входил в редакцию «Русского вестника», где
сотрудничал с М.Н.Катковым, но затем издатели разошлись, и Корш решил выпускать
собственное издание – «журнал критики, современной истории и литературы».
Евгений Федорович был человеком разносторонне образованным, остроумным,
приветливым. Его гостеприимный дом всегда был центром притяжения для друзей и
знакомых, среди которых было немало знаменитостей: Т.Н.Грановский,
С.М.Соловьев, М.Е.Салтыков- Щедрин. М.П.Погодин, Ф.И.Буслаев, Б.И.Чичерин. С
такими связями издателю «Атенея» не составляло большого труда собрать первые
тома. И.А.Гончаров предоставил ему главы из романа «Обломов», А.В.Станкевич –
статьи о дополнительном томе А.С.Пушкина и немецкой классике, С.М.Соловьев – фундаментальное исследование об Англии XVI века, Н.Г.Чернышевский поместил в журнале свою знаменитую статью
«Русский человек на randez-vous», а И.С.Тургенев прислал
письма из-за рубежа. Помимо литературы и истории в «Атенее» Корша уделялось
внимание и другим областям человеческой деятельности. Политики могли у него
прочесть о парламентских выборах в Англии, любители путешествий – впечатления о Новом Свете, меломаны –
биографию И.С.Баха. Журнал Е.Ф.Корша в целом
состоялся и имел успех, но жизнь ему долгая не была суждена. Выпустив в первом
году 52 (!) номера, редакция «Атенея» во второй год осилила всего 8 номеров, а
затем прекратила существование. Б.Чичерин в своих воспоминаниях объясняет это
неделовитостью Корша, его неспособностью быстро реагировать на текущие события.
После неудачи с журналом Евгений Федорович уединился, стал нелюдим и в поисках
заработка засел за переводы иностранных книг по истории искусств и
политическому строю античного мира. Последний русский «Атеней»
выходил уже в советское время, сразу после революции. Он печатался в 1924-1926
годах в Ленинграде как «историко-литературный временник» под руководством
Бориса Львовича Модзалевского (соредакторы – П.Н.Сакулин и Ю.Г.Оксман). И по
общей концепции, и по содержанию, и по оформлению – советский «Атеней» уступал
своим русским предшественникам. Тематика первых двух выпусков была
исключительно литературоведческая. Здесь были помещены комментарии к впервые
опубликованным фрагментам из Пушкина, статьи о Лермонтове, Грибоедове,
Батюшкове, Достоевском. Третий том ленинградцы целиком посвятили памяти
декабристов (1825-1925). Литературно-историческое однообразие несколько дополняла
современная хроника отделения русского языка и словесности Российской АН и
библиографического общества. Как все это было далеко от
античного духа Афины! От «полной мощи», «чудовищно страшной в гневе» Паллады не
осталось и следа. Ее славное имя использовалось как затертый ярлык, как мертвое
клише, без какого-либо комментария и объяснения. В СССР был только один человек, который в полной мере понимал, что
такое Афина. Им был Алексей Федорович Лосев, гениальный русский философ и
филолог, работавший после ГУЛАГа скромным профессором в МГПИ им. В.И.Ленина. В
послереволюционные годы Лосев разработал на основе диалектической феноменологии
собственную философию имени, мифа и музыки, представил оригинальный взгляд на
античный космос. После Великой Отечественной войны он уже с новых позиций, с
учетом общественно-исторического подхода, приступил к тотальному пересмотру
всей античной эстетики: от глубокой архаики – до неоплатоников эллинистического
периода. Именно А.Ф.Лосеву принадлежит заслуга разоблачения псевдонаучного
представления о неподвижности мифа. Никогда
не было двух одинаковых Афин – вот как можно резюмировать лосевский метод в
данном контексте. А раз не было, значит, это было или не нужно, или невозможно.
Мир – принципиально подвижен
и многообразен. Развивается мир, а вместе с ним и миф, емкий образ живого мира. Изменяется
этнос, и метафизические, универсальные принципы выражаются в других формах и
понятиях. Наша задача, следовательно,
заключается не в том, чтобы копировать тот или иной исторический опыт, а в том,
чтобы наполнить живую традицию «мудрости и справедливой войны» современным
содержанием. И тогда имя Афины Паллады станет нам родным и близким, а в одном
ряды с такими «греческими» словами, как
школа, гимназия, олимпиада, музей, лицей, встанет «новое», очень древнее
понятие – АТЕНЕЙ. |