bulletПолитика
bulletИстория
bulletДискусия
bulletВръзки
bulletКнига за гости
bulletФорум
АФИНА И АТЕНЕИ

АФИНА И АТЕНЕИ

            Почитание античной богини мудрости и справедливой войны Афины (Минервы) привело к формированию богатой и многообразной культурной традиции Атенеев центров науки, образования и искусства. Эта традиция не прерывалась на протяжении всей европейской истории, меняя лишь форму и географию. Наш Атеней – не копия и не подражание какой-либо одной из прежних школ. Опираясь на опыт предшественников, изучая их наследие, мы не можем не учитывать проблемы современного мира и ставим перед собой новые задачи. Мы прекрасно понимаем, что возвращение к дохристианскому культу Афины, в его старых, архаичных формах, сегодня невозможно. Однако вполне возможно, и даже желательно возрождение традиции Атенеев, которые сами возникли как центры изучения и модернизации классической культуры. Чтобы понять смысл Афины и Атенеев, обратимся к истории.

«Изречимая и неизреченная»

            «Светлоокая», «дева достойная», «славная», «полная мощи», «с хитро искусным умом», «с сердцем немягким», «к бою зовущая», «бранелюбица», «дева-боец», «чудовищно страшная в гневе», «мать всяких искусств», «соволикая изобретательница ремёсел», «мудрая, как змея», «победительница», «мысль, родящая войны» – таковы лишь некоторые эпитеты Гомера и орфических поэтов, которыми античная традиция характеризовала Афину Палладу.

            Культ «изречимой и неизреченной» богини, уходящий корнями в древнюю эпоху матриархата, развивался, дополнялся всё новыми и новыми качествами, пока она не превратилась из Великой Матери и космической Судьбы в божественную деву, «равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу» (Гесиод).

            В классическую эпоху в Греции был распространён миф о чудесном, сверхъестественном рождении Афины из головы Зевса. «Многомудрый Кронион» породил её из своей «вечной головы» от Метиды (греч. metis – мудрость, мысль). Божественная дева появилась на свет облачённой в воинские доспехи. Афина изображалась как синеокая русая дева, с суровым лицом, излучавшим сиянье, с грозным и мужественным характером. Голову «бранелюбицы» украшал золотой шлем с лебедиными перьями или небесными конями. В руках богиня держала Эгиду – магический щит Зевса – и судьбоносное копьё, символ небесной оси и власти, которым Афина поразила Горгону Медузу. У этого морского чудовища, обитавшего на крайнем западе, было женское лицо, но из черепа вырастали не волосы, а змеи. Победительница Горгоны Медузы переняла часть её силы и носила изображение головы со змеями на щите или доспехах. Змея как символ земной мудрости стала одним из главных атрибутов скульптур Афины, наряду с совой – её ночной спутницей.

Образы “соволикой” или “совоокой” богини ночного неба восходят к эпохе энеолита, когда культ антропоморфных “полуженщин-полусов” распространился от Северной Индии до древней Иберии. Одна из самых знаменитых статуй Афины  – Варварикон (копия Афины Парфенос Фидия, 438г. до н.э.) держит в правой руке небольшую статуэтку крылатой богини победы – Ники. Ведь Афина – не толко “горгоубийца”, “истребительница гигантов” и “разрушительница городов”; она – “передовой боец” (Промахос), дух справедливой войны (в отличие от грубой жестокости Ареса), “победоносный демон”, покровительствующий героям – Гераклу, Ахиллу, Одиссею.

            Вообще, к концу классической эпохи Афина приобретает всё более интеллектуальные, культурные и эстетические черты. Она вдохновляет философов, ремесленников, строителей, художников. Дева Паллада помогает Прометею украсть огонь из кузницы Гефеста; учреждает Ареопаг – верховный совет государства; становится покровительницей и защитницей столицы, получившей от неё имя; наконец, она почитается как богиня мудрости, «советница», «провидящая», «спасительница», которая сначала равна Зевсу, а затем даже превосходит его по значимости.

            Неоплатоники и пифагорейцы разработали образ Афины как сложный символ божественного ума и эфира (подобие христианской Софии), которой в математике соответствует числу «7» (нерождённость), а в геометрии – треугольнику (первая определённость).  В отличие от кузнеца Гефеста и похитителя божественного огня – Прометея,  Паллада считалась создательницей нематериальной, духовной части мира и человека. Прокл  в своём гимне «К многомудрой Афине» (VII) называет Палладу «матерью книг» и пишет, что она наделила людские души «силой творящей ума», «отверзла врата для премудрости, к богу ведущей».

            В дохристианскую эпоху культ Афины был распространен по всему эллинистическому миру: от Трои в Малой Азии, где появился первый Палладиум, до Северного Причерноморья и Гибралтара. Главные и самые знамнитые храмы находились в Греции – в афинском Акрополе, в Аттике,  Аркадии, Арголиде, на островах Крит и Родос.

            Выражением повсеместного почитания богини, равной Зевсу, стали ежегодные праздники – Панафинеи. Они возникли  на основе земледельческих культов, отправлявшихся в августе когда в жертву приносились сто быков (гекатомбионов). С древних времен к торжествам были приурочены скачки на лошадях и гонки на колесницах. Позже раз в четыре года стали проводиться так называемые Великие Панафинеи, по аналогии с Олимпийскими играми. В честь богини устраивались гимнастические состязания, чтения рапсодов, конкурс музыкантов. В эти дни, становившиеся апофеозом мудрости, искусства, красоты и государственного величия, юноши приносили клятвы гражданского служения, а самые красивые девушки принимали участие в величественной церемонии передачи пеплоса Афины.

 

«Сколько ни есть вас, прислужниц Палладиных, все выходите,

В путь собирайтесь: пора! Ярое ржанье коней

Я заслышал уже, и к дороге богиня готова.

О, белокурые, в путь, дщери пеласговы, в путь!

 

Так начинается знаменитое описание Панафиней у Каллимаха. Сначала девушки, отобранные из знатных родов, вышивали на пеплосе посвященные богине сюжеты из гигантомахии. Затем они возглавляли пешую процессию, куда присоединялись музыканты, старцы в белых одеждах с оливковыми ветвями (оливковое дерево считалось судьбоносным и связывалось с культом Афины) и женщины с ветвями дуба – в честь Зевса. Вся процессия медленно двигалась к Акрополю, где находился главный храм богини – Парфенон. Здесь пеплос вместе с дарами и жертвами передавался через священников к алтарю, и тканью торжественно облачали статую Афины.

            В эпоху Перикла (V в до н.э.) Панафинеи приобрели грандиозный размах, стали главным аттическим праздником. Торжества длились 4-6 дней, а вместе с подготовкой и последующим отдыхом занимали гораздо больший срок. Однако с закатом эллинистической культуры значение праздника Панафиней стало уменьшаться, пока и вовсе не сошло на нет.

            До нашего времени от той эпохи мало что сохранилось: несколько гимнов, римские копии греческих статуй, переписанные книги и архитектурные развалины. Христиане, воспитанные на  евангельской традиции, не заботились о сохранении античного наследия. Они разбили неугодные им скульптурные изображения и превратили Парфенон в храм Девы Марии. Простояв в таком виде до XVII века, святилище Афины было  полностью разрушено  во время турецкой оккупации. Разграбление довершили англичане, немцы и французы, которые растащили остатки статуй и горельефов по своим музеям.

Атенеи

Ни в одну из последующих эпох почитание Афины не достигало такой глубины, зрелости и размаха, как это было в классической Греции. Все, что связано с именем богини мудрости позже, в том числе под именем Минервы, было лишь более или менее талантливым отголоском, репликой, комментарием. Фактически на руинах старой религии возникла новая, пост-эллинистическая традиция, с иным содержанием и иными формами.

Своеобразным развитием культа Афины стала римская школа наук и искусств, основанная императором Адрианом П. Элием (76-138), имя которого сохранилось до наших дней в названии города Адрианополь. Родственник и сподвижник знаменитого Траяна, он был родом из южной Испании (Италики) и прославился многими свершениями и победами. Адриан принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах, был наместником в Паннонии и Сирии, подавил крупное восстание иудеев (132-135) под руководством Бар-Кохбы (именно у него Лев Троцкий заимствовал перевернутую пентаграмму), провел в Риме крупные экономические и военные реформы. Будучи блестяще образованным аристократом, Адриан отличался от других цезарей особым почитанием греческой культуры. Его дворцовый ансамбль включал богатые библиотеки, театры, термы и другие сооружения, построенные в эллинистическом стиле. Именно при нем завершилась постройка грандиозного Олимпейона и возродилась олимпийская идея.

Атеней императора Адриана был сооружен в Риме, недалеко от Форума. Считается, что свое имя (Athenaeum) он получил от города Афин, а не девы Паллады, ведь римляне поклонялись богине мудрости под именем Минерва. В римском Атенее велось преподавание философии, литературы, права, грамматики, реторики, других предметов. Высшее учебное заведение славилось свои уровнем и сюда приезжали получить образование из всех провинций империи. В таком виде Атеней просуществовал до V в. н.э.

Аналогичные школы под тем же названием (Athenaeum) существовали и в других городах римской цивилизации: на востоке –  в Константинополе, на западе – в Лудунуле (современный Лион), на юге – в Немее (Арголида). Однако они не поднялись до уровня первого Атенея и не стали столь знаменитыми. В средние века традиция, заложенная Адрианом, надолго прервалась. Христианская Церковь не жаловала Афину по известным причинам, и ее образ, временно забытый, стал достоянием  пыльных архивов.

Новая волна интереса к античности началась в эпоху Возрождения, и образ богини мудрости становится популярным.  В XV-XVII веках Афина Паллада (Минерва) предстает на полотнах таких знаменитых живописцев, как С.Ботичелли, Я.Тинторетто, П.Веронезе, Н.Пуссен, К.Лорен. Трактуется она в гуманистическом ключе и более напоминает художественную модель, нежели «страшную в гневе бранелюбицу». Живописную моду на античность переняли музыканты, и уже через столетие миф о деве Палладе становится сюжетом для неоклассических опер А.Драги, Р.Кайзера, Ф.Конти.

Как отражение общего интереса мыслителей эпохи Просвещения к античной классике можно трактовать появление образа Афины в России XVIII века. Однако здесь нас ждет сюрприз! В качестве богини мудрости, суровой и величественной, предстает сама Императрица Екатерина Великая, облаченная в шлем и панцирь Минервы.

В конце XVIII – начале XIX веков в Европе возникает традиция журнальных Атенеев. Пример подали немецкие учёные – братья Ф. и А.В. Шлегели. В 1798 году, вскоре после завершения работы над историей поэзии греков и римлян, они выпустили в Берлине первый том «Атенея», который претендовал на роль  главного теоретического органа романтической школы. Здесь публикуются философские размышления, разговор о поэзии, рецензия на роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Фрагменты» и прочее.  Однако журналу не суждено было долго жить. После выхода второго выпуска в 1799 году «Атеней» братьев Шлегелей прекратил свое существование.

Зато в других странах начинание немецких романтиков было продолжено. В 1828 году английский аристократический клуб в Лондоне приступил к изданию одноименного научного журнала. Более регулярно он выходил в качестве литературного вестника («The Athenaeum», 1869-1917). Десять лет (с 1841 по 1851 год) в польском городе Вильно, входившем в состав Российской Империи,  печатался «Athenaeum» Иозефа Крашевского, писателя исторической школы. Уже после революции эту линию продолжил журнал «Athenaeum Wilenskie» (1923-1939). Периодические издания с именем «Атеней» выходили в конце XIX века во многих столицах Европы: в Париже, Брюсселе, Праге, Варшаве. Часто они были печатными органами одноименных клубов  и обществ.

В России было три журнала «Атеней».  Первый выпускал в Москве в 1828-1830 годах Михаил Григорьевич Павлов (1793-1840), выдающийся русский мыслитель, физик, агробиолог, профессор Московского университета. В общих вопросах мировоззрения, которое он выразил, в частности, в книге «Основания физики», М.Павлов следовал натурфилософии Ф.В.Шеллинга. Первый русский «Атеней» имел подзаголовок – «журнал наук, искусств и изящной словесности», и выходил с приложением «Записок для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов». Такая широта охвата позволила собрать вокруг издания талантилвых людей из различных областей знания: поэтов Ф.И.Тютчева и Е.А.Баратынско, писателя М.Н.Загоскина и драматурга А.А.Шаховского, ученых И.М.Снегирева и (…).

В заявочном номере мы обнаруживаем большое разнообразие тематики и академическую глубину. Здесь есть  философский трактат об отношении умозрительного мировоззрения  к опытному, очерк о современной поэзии и драматургии Шекспира, есть стихи и романсы. В разделе прозы обращает на себя внимание повесть «Одно утро в Императорской Санкт-Петербургской Публичной библиотеке», вслед за которой следует разговор о Вольтере. В критике и библиографии есть отзывы на книги по истории, геометрии, механике, грамматике: имеются рецензии на новые зарубежные издания. Мимо внимания М.Павлова не проходят новейшие открытия науки и техники: о долговечности талантов, о паровом двигателе, о зимних повозках в Канаде и  т.п.

Второй русский «Атеней» издавал в 1858-59 годах, тоже в Москве, Евгений Федорович Корш, известный публицист и переводчик того времени, проработавший 30 лет библиотекарем в Румянцевском музее. Сначала он входил в редакцию «Русского вестника», где сотрудничал с М.Н.Катковым, но затем издатели разошлись, и Корш решил выпускать собственное издание – «журнал критики, современной истории и литературы». Евгений Федорович был человеком разносторонне образованным, остроумным, приветливым. Его гостеприимный дом всегда был центром притяжения для друзей и знакомых, среди которых было немало знаменитостей: Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, М.Е.Салтыков- Щедрин. М.П.Погодин, Ф.И.Буслаев, Б.И.Чичерин. С такими связями издателю «Атенея» не составляло большого труда собрать первые тома. И.А.Гончаров предоставил ему главы из романа «Обломов», А.В.Станкевич – статьи о дополнительном томе А.С.Пушкина и немецкой классике, С.М.Соловьев  – фундаментальное исследование об Англии XVI века, Н.Г.Чернышевский поместил в журнале свою знаменитую статью «Русский человек на randez-vous», а И.С.Тургенев прислал письма из-за рубежа. Помимо литературы и истории в «Атенее» Корша уделялось внимание и другим областям человеческой деятельности. Политики могли у него прочесть о парламентских выборах в Англии, любители путешествий –  впечатления о Новом Свете, меломаны – биографию И.С.Баха.

Журнал Е.Ф.Корша в целом состоялся и имел успех, но жизнь ему долгая не была суждена. Выпустив в первом году 52 (!) номера, редакция «Атенея» во второй год осилила всего 8 номеров, а затем прекратила существование. Б.Чичерин в своих воспоминаниях объясняет это неделовитостью Корша, его неспособностью быстро реагировать на текущие события. После неудачи с журналом Евгений Федорович уединился, стал нелюдим и в поисках заработка засел за переводы иностранных книг по истории искусств и политическому строю античного мира.

Последний русский «Атеней» выходил уже в советское время, сразу после революции. Он печатался в 1924-1926 годах в Ленинграде как «историко-литературный временник» под руководством Бориса Львовича Модзалевского (соредакторы – П.Н.Сакулин и Ю.Г.Оксман). И по общей концепции, и по содержанию, и по оформлению – советский «Атеней» уступал своим русским предшественникам. Тематика первых двух выпусков была исключительно литературоведческая. Здесь были помещены комментарии к впервые опубликованным фрагментам из Пушкина, статьи о Лермонтове, Грибоедове, Батюшкове, Достоевском. Третий том ленинградцы целиком посвятили памяти декабристов (1825-1925). Литературно-историческое однообразие несколько дополняла современная хроника отделения русского языка и словесности Российской АН и библиографического общества.

Как все это было далеко от античного духа Афины! От «полной мощи», «чудовищно страшной в гневе» Паллады не осталось и следа. Ее славное имя использовалось как затертый ярлык, как мертвое клише, без какого-либо комментария и объяснения.  

В СССР был только один человек, который в полной мере понимал, что такое Афина. Им был Алексей Федорович Лосев, гениальный русский философ и филолог, работавший после ГУЛАГа скромным профессором в МГПИ им. В.И.Ленина. В послереволюционные годы Лосев разработал на основе диалектической феноменологии собственную философию имени, мифа и музыки, представил оригинальный взгляд на античный космос. После Великой Отечественной войны он уже с новых позиций, с учетом общественно-исторического подхода, приступил к тотальному пересмотру всей античной эстетики: от глубокой архаики – до неоплатоников эллинистического периода. Именно А.Ф.Лосеву принадлежит заслуга разоблачения псевдонаучного представления о неподвижности мифа. Никогда не было двух одинаковых Афин – вот как можно резюмировать лосевский метод в данном контексте. А раз не было, значит, это было или не нужно, или невозможно.

Мир – принципиально подвижен и многообразен. Развивается мир, а вместе с ним и миф, емкий образ живого мира. Изменяется этнос, и метафизические, универсальные принципы выражаются в других формах и понятиях.

Наша задача, следовательно, заключается не в том, чтобы копировать тот или иной исторический опыт, а в том, чтобы наполнить живую традицию «мудрости и справедливой войны» современным содержанием. И тогда имя Афины Паллады станет нам родным и близким, а в одном ряды с такими «греческими» словами, как  школа, гимназия, олимпиада, музей, лицей, встанет «новое», очень древнее понятие – АТЕНЕЙ.