АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
АРКТИЧЕСКАЯ ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
Наталья ГУСЕВА
(Москва)
Спросим себя: в какие глубины времен уходит наша история? "Наша" и в смысле определения всех народов,
говорящих на языках индоевропейской семьи, и в смысле конкретного применения
этого термина к славянам - самого крупного массива в среде этих
народов.
Мы живем сейчас в так
называемом периоде голоцена, который начался после ухода последнего ледника
(XIII тысячелетие до н.э.). Людей, которые тогда бродили по землям, свободным
ото льда, покрывавшего ранее значительную часть Западной и Восточной Европы,
история относит к периоду древнего каменного века. Ледник медленно отползал к
северу, оставлял за собой богато обводненные пастбища, по которым за ним
следовали травоядные животные, а за ними - охотники. Основой социальной
структуры общества тогда были небольшие семейные и, возможно, складывавшиеся
семейно-родовые группы людей. Придя на север, эти малочисленные группы или
постепенно оседали или продолжали бродить в поисках
добычи.
Взаимные древнейшие
контакты этих мелких групп приводили к нарастанию процесса взаимного познания, и
соответственно к выработке слов, понятных для двух или более групп. Не
исключено, что развивались и родственные отношения между некоторыми из них.
Складывались древнейшие исходные формы тех языков, которые развились
впоследствии в индоевропейскую семью. Речь, слово, магия речи,
взаимопроникновение речевых форм - все это восходит в основном своем словарном
запасе именно к долгому периоду соседства далеких предков этих народов на
приполярных землях. К такой схеме приходят многие историки и лингвисты,
придерживающиеся так называемой полярной или арктической
теории.
В условиях
потеплевшего климата на Крайнем Севере стали складываться первые объединения
разрозненных групп людей, начали образовываться первоплемена: далекие предки тех
народов, которые восприняли генетически их расовый тип, именуемый европеоидным
(но ни в коем случае не "арийским"!) и сохранили многие древние формы их
языков.
Остановимся на упомянутой
арктической теории. Она начала прокладывать свой путь в науку в XIX веке. Первым
крупным трудом о дальнем Севере явилась книга американского исследователя
Уоррена "Найденный рай, или колыбель человечества на Северном полюсе" (последнее
из десяти ее переизданий вышло в 1893
году).
В том же веке многие
русские ученые стали выявлять элементы сходства не только между
западноевропейскими языками, но и славянскими, а также со словами
древнеиндийского санскрита - языка, на котором древними арьями были созданы
Веды, собрания гимнов, книги священных знаний. Последняя из них, Ригведа была
завершена в Индии, но неизвестно, где создавалась главная масса ее текста. При
проводимых сопоставлениях слов выяснилось, что наибольшее число совпадений и
сближений приходится на санскрит и славянские языки [1]. В науке сформировалось
понятие индоевропейских языков - обширнейшей группы, имеющей общий
корень.
Известный санскритолог
Индии Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) призвал к необходимости заняться глубокими
исследованиями памятников древнеиндийской литературы и указал на возможную, а
точнее вероятную связь предков арьев с Арктическим регионом. Его книга
"Арктическая родина в Ведах" впервые вышла в 1903 г. и неоднократно
переиздавалась. Она переведена на многие языки, но, к сожалению, кроме русского,
хотя славянам-то как раз и следовало бы знать этот труд, поэтому я предлагаю
конспекты тех отрывков из книги Тилака, которые связаны с Арктикой.
Бал Гангадхар Тилак
АРКТИЧЕСКАЯ РОДИНА В ВЕДАХ
Перевод с английского
[2]
Предисловие
Некоторые ученые уже объявили о своем убеждении, что изначальную область сложения человечества нужно
усматривать в Арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского
университета, опередил в известной степени мой труд, издав свою призывающую к
размышлению книгу "Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном
полюсе"... Я делаю лишь один шаг дальше и показываю, что его теория в той мере,
в какой она касается выявления родины изначальных арьев, полностью
подтверждается традициями Вед и Авесты, и - что еще более важно - последние
выводы геологов не только согласуются с описанным в Авесте разрушением арийского
рая, но дают нам возможность отнести его существование ко времени,
предшествующему последнему периоду
оледенения.
...Арьи не были
автохтонами ни в Европе, ни в Центральной Азии - их исходный регион лежал где-то
вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и
Европу не под влиянием "неодолимого импульса", а потому что наступили
неблагоприятные изменения в климате этого
региона.
В древнейших книгах
арийской расы - в Ведах и Авесте содержится достаточно утверждений, чтобы
доказать, что древняя родина арьев лежала где-то около Северного
полюса...
Обращаясь к традициям,
мифам и верованиям Вед, мы имеем возможность увидеть, что они возникли много
тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам, а потому вполне
возможно, что в этих древних книгах мы можем найти следы изначальной приполярной
родины арьев, и указания на то, что они жили в самые давние времена в пределах
Полярного круга...
Было принято
говорить о приполярных областях как о землях, где время света и тьмы тянется по
6 месяцев... Но мы должны видеть различие между самим полюсом и Приполярьем,
которое лежит от полюса до Полярного круга. Длительность дня и ночи, как и
сезонов, в разных точках Приполярья не может быть и не бывает такой же, как в
точке полюса.
Характеристики приполярных областей
1. Солнце всегда видно к югу
от точки зенита наблюдателя.
2.
Значительное число звезд, всегда над горизонтом и всегда
видимы.
Другие звезды восходят и
заходят, как в среднеклиматической зоне, и вращаются по более наклонным
кругам.
3. Год состоит из трех
частей: а) долгая непрерывная ночь во время зимнего солнцестояния длится до 6
месяцев (длительность ночи зависит от широты, на которой находится наблюдатель);
б) во время летнего солнцестояния длится долгий день; в) чередование дней и
ночей.
4. Рассвет после полярной
ночи длится ряд дней, но его время и яркость меньше, чем в точке полюса (степень
зависит от точки наблюдения)... В дни восходов и заходов солнце то появляется,
то скрывается, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части
суток.
Нами здесь описаны главные
пункты различных характеристик полюса и циркумполярной зоны, которых нет больше
нигде на земном шаре... Какие же из упомянутых характеристик мы встречаем в
священных книгах?
Ошибочно считается,
что все традиции, мифы и божества, упоминаемые в Ригведе, относятся к какому-то
конкретному периоду... Ригведа - это книга, в которой старые данные о разных
периодах настолько смешаны, что требуется долго и терпеливо работать, чтобы
разделить и классифицировать ее содержание в хронологическом
порядке...
Так, например, по
большинству текстов Ригведы мы знаем бога Индру как бога грома и молнии,
главного среди богов. Однако, в Ригведе (Х, 89, 2, 4) мы встречаем более
архаичное указание на то, что бог Индра "поддерживает небо и землю, как колеса
повозки поддерживаются осью"... и вращает "отдаленную сферу, как колеса
повозки"... Если мы объединим эти два указания получится, что небо
поддерживается шестом (осью) и движется, как колесо. Описываемое движение
соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на
Северном полюсе...
В Ригведе (1,
24, 10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что
соответствует положению, видимому только в циркумполярной
области...
Утверждение, что день и
ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндийской
литературе...
В Авесте (Вендидад,
фаргард II), в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение,
отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают
днем, то есть год".
И здесь же
Ахура Мазда говорит: "...Там звезды, месяц и солнце можно лишь один раз в год
видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем"...
Зори
Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Ригведе в 20 гимнах и
упоминается в ней более 300 раз... В этих гимнах мы находим возможность доказать
весомую суть нашей теории, выявив по возможности то, что наиболее древние
описания зари явно носят характер, указывающий на
Арктику...
В Ригведе кони зари
иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя, как она медлит
на горизонте [3].
Говорится также,
что она в давние дни была "наиболее
длительной"...
О зорях говорится,
что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и
что они не спорят одна с другой, хотя и живут все вместе... Это никак не может
относиться к 360 ежедневным зорям в году... Таким образом, мы должны прийти к
выводу, что в Ригведе явно говорится о единстве многих зорь, ход которых не
прерывается ежедневным появлением
солнца...
Пять сестер-зорь,
говорится в "Тайттирийя-Самхите", имеют по пять сестер, не считая самих себя, и
тогда выходит, что их общее число равно 30. И описывается, как эти 30 сестер
ходят по кругу... А в последнем стихе этого описания есть завершающее указание,
что, хотя зори в разные дни выглядят по-разному, они все же являются единой
зарей...
По строкам памятников
ясно видно, что зорь много, и они гармонично сочетаются, составляя непрерывную и
нераздельную группу...
Надо
помнить, что ведические зори описываются не как 45-60-дневные, а как
30-дневные... т.е. речь идет не о самой точке полюса, а о землях южнее...
Долгий день и долгая ночь
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30
зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком
условии в году должен быть и долгий
день...
Многие строфы Ригведы
повторяют о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и
которых он должен уничтожить, борясь с
демонами-дасами...
Ведические
барды часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Ригведе (II, 27,
14; VII, 67, 2 и др.). ...И не только люди, но и боги жили в условиях долгого
мрака - так говорится о боге Агни (Х, 124, 1; II, 2,
2)...
Ведь ночи зимнего сезона в
тропической или среднеклиматической зоне длятся в наши дни столько же времени,
сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, не испытывают
волнения в ожидании зари, которая завершит
ночь...
Значит, ночи, которых
боялись ведические барды в древности, были не просто зимними ночами. Это было
нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век,
все же эта продленность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать
рассвета...
В Ригведе (VII, 87, 5)
о боге Варуне сказано, что "он создал себе золотое качание солнца, как качели".
Это говорит о непрерывно видимом кружении солнца на небесах. И этой там же
повторяется (88, 3). Здесь отражен тот факт, что только в арктических областях
солнце, подобно качелям, когда оно не сразу скрывается за горизонтом каждые
сутки...
Семь и десять месяцев
Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?... Характеристики
климата арктической зоны и зоны умеренного климата столь не совпадают, что наши
предки ведического периода, продвигавшиеся оттуда к югу в силу наступающего
похолодания, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с
географическими и астрономическими условиями новых для них мест... Но нам
следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше
черт старого календаря или, по крайней мере, древних традиций в той или иной
форме, особенно в том, что связано с обрядом
жертвоприношений...
Выявим в
ведической литературе точные указания на длительность ежегодных
жертвоприносительных церемоний. Эти указания не легендарны по своему характеру,
они точны и реалистичны. Известно, что жертвоприношения - это древнейший
институт, обнаруживаемый у народов азиатской и европейской ветвей арийской
расы... детали проведения этих церемоний сохранялись в строгом соответствии с
обычаем и традициями... и жрецы, не умея иногда их объяснить, ссылались на
"практику, известную с незапамятных
времен".
На различных широтах
Приполярья длительность периодов света и мрака в разные времена года разнится...
Примерно на полюсе солнце светит 7 месяцев, но чем дальше к югу, оно светит и по
8, 9, и 10 месяцев... Эти месяцы были периодами активного проведения
жертвоприносительных церемоний...
Следует упомянуть здесь тот факт, что число солнечных коней в Ригведе бывает не
только 7 (I, 50, 8), но и 10 (IX, 63, 9), и если считать, что первое число
определяет количество месяцев, то и второе -
тоже...
В Ригведе описывается две
категории жрецов-ангирасов - "навагва" и "дашагва" (Х, 62, 5 и 6)... Считается,
что навагва служили в течение 9 месяцев света ("нава" - девять), а дашагва - 10
("даша" - десять).
Почему их
служебные функции завершались в 10 месяцев, а не продолжались весь год, т.е. 12
месяцев?.. Описанные в Ведах подвиги бога Индры, а также роль навагвов и
дашагвов четко связаны с фактом ежегодного высвобождения солнца и "коров" утра
из темного плена, куда их заключил Вала. Этот взгляд поддерживается словами
"Индра разыскал солнце, сокрытое во мраке"... Мы видим также, что Индра убил
Валу в этом мраке в конце года, а навагвы и дашагвы поддерживали его пением
гимнов... которые должны были завершиться до начала новой битвы... т. е. в
течение 10 месяцев света... После двух месяцев мрака жрецы снова начинали их
петь...
Есть указания, что служба
могла длиться и 7 месяцев (Ригведа, Х, 47, 6)... Навагвов и дашагвов называют
"проводящими обряды в сроки различной длительности", т.е. срок, в течение
которого они пели гимны, соответствовал длительности светового года в конкретной
местности, на конкретной широте.
Позднее эти же церемонии стали длиться ... и по 12 месяцев, когда ведические
арьи пришли на юг, в те места, где прежние формы богослужений стали
неисполнимыми и приняли альтернативную
форму...
В Авесте и у других
арийских рас выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь
указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и уже довольно поздно
был заменен сроком в 12 месяцев...
И эту традицию нельзя просто игнорировать: ведь сохраняется название "десятый"
для последнего месяца календаря - "децембер", 10-й.. Полярная теория бросает
свет на эти древние традиции, на реликты того периода, когда предки
индоевропейцев жили вместе в циркумполярной области. Эти два "лишних" месяца
были временем долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавили к
прежнему году...
Хотя есть
достаточно свидетельств того, что год мог состоять из 10 месяцев, нельзя
утверждать, что это было его единственное исчисление. Легенда об Адити указывает
на существование 7-месячной длительности солнечного света в году, а наличие 30
непрерывных зорь поддерживает такое
заключение...
Какого бы взгляда мы
не придерживались, наличие 7-8-9-10-11-месячного года на древней арийской родине
в пределах Арктического круга является фактом...
Мифы и Арктическая теория
Считают, что ведические боги
были обожествленными явлениями природы, такими, как появление зари или
молнии, рассекающей грозовые тучи
[4].
Но надо сказать, что,
несмотря на все эти теории, многие описания и очень содержательные легенды
ведических текстов остаются не объясненными... Некоторые из них могут быть
удовлетворительно разъяснены только в свете арктической
теории...
Известно, что четыре
основных момента были успешными достижениями (Индры в борьбе с
Вритрой):
- освобождение
вод,
- освобождение
коров,
- восстановление
зари,
- появление
солнца.
"Теория гроз" объясняет
два первых момента, а "теория зари" - два последних... Из этих двух теорий
древние последователи школы Нирукта придерживались той, которая связана лишь с
освобождением вод и была ближе к восприятию Индры только как бога-громовника.
...Этот же взгляд приняли ученые Запада, и он сейчас доминирует в науке. Но он
настолько неадекватен Ведам, что при зарождении другой теории, которая сможет
объяснить большую часть (если не все) из четырех указанных моментов легенд, все
без колебаний откажутся от "теории грозы" в пользу
новой.
По моему мнению, ошибочно
полагать, что битва между Индрой и Вритрой изначально отражала конфликт между
богом-громовником и дождевыми тучами. На деле это была борьба между силами
света и мрака, следы чего обнаруживаются и в "Айтарейя Брахмане" - там лишь
Индра, один из всех богов, описывается как взявший на себя долг изгнания асуров
из мрака ночи. О том, что Индра - бог света, говорится и во многих
строках Ригведы: он нашел свет (III, 34, 4; VIII, 15, 5; X, 43, 4) во мраке (I,
100, 8; IV, 16, 4), создал зарю и солнце (II, 17, 7; II, 21, 4; III, 31, 15),
озарил мрак зарей и солнцем (I, 62, 5). Это он заставил солнце светить (VIII, 3,
6) и взойти на небо (I, 7, 3), т.е. проложил путь солнцу (Х, 111, 3), нашел
солнце в том мраке, который его скрывал (II, 19, 5; III, 39,
5)...
При таких условиях
необходимо понять и объяснить и природу и суть тех вод, которые описаны в
Ведах... Ошибка многих исследователей состоит в том, что они подразумевают под
водами исключительно дождевые воды. На самом же деле все
сложнее.
В Ригведе много раз
встречается понятие "апа", обозначающее небесные, или эфирные воды: они следуют
по путям богов и являются вблизи солнца (I, 23, 17-18). В (VII, 49, 2) мы
читаем, что есть воды небесные и текущие по земным руслам, т.е. четко
указывается на разницу между ними... Именно воды способствовали движению
небесных тел... И если воды прекратят движение, то последствия будут тяжелы -
солнце, луна и звезды не смогут взойти, и мир погрузится во
тьму.
Теперь мы можем понять суть
преступных действий Вритры, остановившего ток этих вод. В своем скрытном убежище
на дне нижнего мира он задержал воды, прекратив их течение в верхний мир, и
победа Индры означала их освобождение из когтей Вритры и придание им возможности
снова двигаться вверх.
Победе
Индры приписывался четырехфазный характер: освобожденные воды принесли с собой
зарю, солнце, луну и коров - дни и утренние
лучи...
Поймем, поразмыслив, что
все моменты легенды о космической циркуляции вод нельзя сочетать лишь с
ежедневным появлением и уходом солнца. В Ригведе (Х, 62, 2) сказано, что жрецы,
помогавшие Индре в битве за коров, победили Валу в конце года, т.е. битва была
ежегодной, а не ежедневной. И затем там же (VIII, 32, 26) указано, что Индра
убил водного демона Арбуду льдом, а не своей громовой ваджрой, как это ему
свойственно, а это значит, что конфликт разгорался зимой, в сезон льда и снега,
что подтверждается и в Авесте, где солнце и воды прекращают зимой свой ход. В
Ригведе крепости Вритры называются "осенними", а значит борьба началась осенью и
шла всю зиму. Мы видим также, что жертвы приносились сто ночей (о ста ночах
битвы речь идет и в Авесте).
Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с периодом весны, и
поясним, как этого недостаточно для удовлетворительного понимания некоторых
моментов, а именно тех, что говорят о подвигах Ашвинов - богов-врачей. Подвиги
этих близнецов описаны в ряде гимнов
Ригведы...
В памятниках о правилах
жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание жертвенного костра,
заря и восход солнца описываются как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157,
1; VII, 72, 4) или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей,
когда "тьма еще таится меж красных коров" (Х, 61, 4)... Мы не можем игнорировать
факт, что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или
свет утра...
Они должны были
омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) - так
говорится о них во многих
гимнах...
Я не могу согласиться с
тем, что все это можно объяснить "теорией весны", протекающей в южных широтах...
Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота" особенно означает
глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не
сочетаются... не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи.
"Теория весны" не может объяснить факт длительных страданий разных "пациентов"
Ашвинов, если рассматривать весну, происходящую в южных
широтах...
Важно учесть и места,
где страдали спасенные Ашвинами... Это воды, лишенные света лучей солнца (I,
182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) - это все относится
к нижнему миру...
Надо
подчеркнуть, что в Ригведе утренние созвездия - Ашвины спасают людей при помощи
лодок (I, 116, 3; I, 182, 6). О них говорится, что они имеют и колесницу, и
лодку, и их колесница может двигаться и по небу, и по воде (I, 30, 18; I, 46,
7)...
В Ригведе (I, 22, 17-18; I,
154, 2) изложена легенда о трех длинных шагах Вишну. По старой трактовке, эти
три шага означали шаги по земле, по воздуху и по небу (есть и другие
объяснения)... Его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)... Два
других шага - видны... Я предполагаю, что эти три шага - периоды движения
солнца. Первые два - от весны до середины лета (времени солнцестояния, высшего
подъема солнца) и от середины лета до конца светлого времени года. Третий шаг
Вишну делает за горизонтом зимой, когда солнца не видно
вообще.
Не даром в Ригведе
говорится, что борьба Индры с демоном Шамбарой (одним из аналогов Вритры)
начиналась на 40-й день осени, или на 8-1 месяц после весны, а это значит, что в
течение 8 месяцев солнце было видимо...
Арии и пять рас
В Ригведе часто встречается упоминание пяти человеческих рас (паньча джанах). Это могли быть те народы,
которые жили вместе с арьями на общей Арктической
прародине.
На вопрос, где и когда
раса арьев отделилась от других рас, как и где развилась речь арьев, мы ответить
не можем... Антропология не дает нам данных о том, когда, где и как человеческие
расы разделились по цвету и языку. Более того, уже доказано, что на самом раннем
этапе, которым датируются найденные останки человека, раса людей уже была
разделена на несколько несходных типов... Конечно, арьи и их культура не могли
сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и стоит
предположить, что в это время они уже существовали как народ и воспринимали
ближайших соседей как иные, отличные от себя
народы.
Примечания
[1] С небольшими
предварительными сводками сходных слов и словообразующих частиц читатель может
ознакомиться, обратившись к сборнику: Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Там же
впервые опубликован список рек русского Севера, названия которых переводятся или
разъясняются через санскрит.
[2] В
силу значительных трудностей, связанных с переводом книги Тилака и с полным ее
изданием на русском языке, предлагаем читателю отрывки из большей части
глав.
В данной публикации опущены
части текста, посвященные подробному анализу терминов на ведическом санскрите, а
также дискуссии автора с другими учеными по разъяснениям и уточнениям переводов
и комментариев, связанных с публикациями Ригведы в Индии и в странах Запада.
Книга Тилака содержит 13 глав и завершается общим индексом терминов, списком
цитированных автором гимнов Вед и строф из памятников ведической литературы, а
также из Авесты. Следует отметить, что употребляемое Тилаком в тексте
определение "арийская раса" соответствует уровню современной ему науки, но не
принято в наше время в научных
исследованиях.
[3] Читатель может
найти в русском переводе (Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989) слова гимна 49
мандалы I о том, что заря Ушас загорается "со всех концов неба", а в гимне 113 -
"она идет вслед за толпой минувший (зорь)", она "самая первая из многих... из
этих прежних сестер в течение многих дней она идет ближайшая вслед за прежней".
Это явное свидетельство длительного разгорания
зари.
[4] Далее в тексте Тилак
называет эти гипотезы "теорией зари" и "теорией грозы".